Страницы

Популярные сообщения

пятница, 19 февраля 2016 г.

"Метод Научного Тыка" или Как подключить двигатель от стиральной машины.

Всем привет.


Небольшое предисловие.

В моей мастерской работает несколько самодельных станков, построенных на базе асинхронных двигателей от старых советских стиральных машин.



Я использую двигатели как с "конденсаторным" пуском, так и двигатели с пусковой обмоткой и пусковым реле (кнопкой)



Особых трудностей с подключением и запуском у меня не возникало. 
При подключении я иногда пользовался омметром (чтобы найти пусковую и рабочую обмотки).

Но чаще использовал свой опыт и метод "научного тыка" %)))  

Возможно таким заявлением на навлеку на себя гнев "знающих", которые "все и всегда делают по науке" :))). 

Но у меня и такой метод давал положительный результат, двигатели - работали, обмотки не перегорали :).

Конечно, если есть "как и чем" - то нужно делать "как правильно" - это я о наличии тестера и замере сопротивления обмоток.

Но в реальности не всегда так получается, а "кто не рискует ... " - ну вы поняли :).


Почему я об этом говорю ?
Буквально вчера я получил вопрос от своего зрителя, опущу некоторые моменты переписки, оставив только суть:

 Rorsheh ia
У меня из двигателя выходит 3 провода, можете что нибудь подсказать?
----
Я пытался запускать как вы сказали через пусковое реле,(Кратковременно коснулся провода) но через некоторое время работы он начинает дымить и греться. МУльтиметра у меня нет, поэтому не могу проверить сопротивление обмоток(

Безусловно, тот метод о котором я сейчас расскажу - немного рискованный, особенно для человека, который не имеет дела с подобной работой постоянно.

Поэтому нужно быть предельно внимательным, и при первой же возможности проверить результаты "научного тыка" при помощи тестера.

Теперь к делу!  

Сначала вкратце расскажу о типах двигателей, которые использовались в советских стиральных машинках.

Эти двигатели условно можно было разделить на 2 класса по мощности и скорости вращения.

В основной массе активаторных стиральных машин типа "тазик с моторчиком", для привода активатора использовался двигатель 180 Вт, 1350 - 1420 об/мин.


Как правило такой тип двигателя имел 4 раздельных вывода (пусковая и рабочая обмотки) и подключался через пуско-защитное реле или (в совсем старых версиях) через 3-х контактную пусковую кнопку Фото 1.
Фото 1  Пусковая кнопка.

Раздельные выводы пусковой и рабочей обмотки позволяли получить возможность реверса (для разных режимов стирки и предотвращения скручивания белья). 

Для этого в машинах поздних моделей был добавлен простой командаппарат, коммутирующий подключение двигателя.

Встречаются двигатели мощностью 180 Вт, у которых пусковая и рабочая обмотка соединялись в средине корпуса, и на верх выходило только три вывода (фото 2)


Фото 2  Три вывода обмотки.

Второй тип двигателей использовался в приводе центрифуги, поэтому он имел большие обороты, но меньшую мощность - 100-120 вт, 2700 - 2850 об/мин.

Двигатели центрифуг обычно имели постоянно включенный, рабочий конденсатор. 

Поскольку центрифугу не было необходимости реверсировать, то соединение обмоток как правило делалось в средине двигателя. На верх выходило только 3 провода.

Часто у таких двигателей обмотки одинаковы, поэтому замер сопротивления показывает примерно одинаковые результаты, например между 1 - 2 и 2 - 3 выводом омметр покажет 10 Ом, а между 1 - 3 - 20 Ом. 

В этом случае вывод 2 - будет средней точкой в которой сходятся выводы первой и второй обмоток. 

Двигатель подключается следующим образом: 
выводы 1 и 2 - в сеть, вывод 3 через конденсатор на вывод 1.


По внешнему виду двигатели Активаторов и Центрифуг - очень похожи, так как часто для унификации использовались одинаковые корпуса и магнитопроводы. Двигатели отличались только типом обмоток и количеством полюсов.

Существует и третий вариант запуска, когда конденсатор подключается только на момент пуска, но они довольно редки, мне такие двигатели на стиральных машинах не попадались.

Особняком стоят схемы подключения 3-х фазных двигателей через фазосдвигающий конденсатор, но тут я их рассматривать не буду.


Итак, вернемся к методу, который использовал я, но прежде еще одно небольшое отступление.


Двигатели с пусковой обмоткой  обычно имеют разные параметры пусковой и рабочей обмотки. 

Это можно определить как замером сопротивления обмоток, так и визуально - пусковая обмотка имеет провод меньшего сечения и ее сопротивление - выше

Если оставить пусковую обмотку включенной на несколько минут, она может перегореть
так как при нормальной работе она подключается только на несколько секунд.



Например сопротивление пусковой обмотки может быть 25 - 30 Ом, а сопротивление рабочей - 12 - 15 Ом.

Во время работы пусковая обмотка - должна быть отключена иначе двигатель будет гудеть, греться и быстро "пустит дым". 

Если обмотки определены правильно, то при работе без нагрузки в течении 10 - 15 минут двигатель может быть слегка теплым.

Но если перепутать пусковую и рабочую обмотки - двигатель также запустится, и при отключении рабочей обмотки - будет продолжать работать. 

Но в этом случае он также будет гудеть, греться и не выдавать положенную мощность.


А теперь переходим к практике. 

Сначала нужно проверить состояние подшипников и отсутствие перекоса крышек двигателя. Для этого достаточно просто покрутить вал двигателя. 
От легкого толчка он должен вращаться свободно, без заеданий, делая несколько оборотов. 
Если все нормально - переходим к следующей стадии.

Нам потребуется низковольтный пробник (батарейка с лампочкой), провода, электро вилка и автомат (желательно 2х полюсный) на 4 - 6 Ампер. В идеале - еще и Омметр с пределом 1 мОм.
Прочный шнурок длинной пол-метра - для "стартера", малярный скотч и маркер для маркировки проводов двигателя.

Для начала нужно проверить двигатель на замыкание на корпус поочередно проверив выводы двигателя (подключив омметр или лампочку) между выводами и корпусом.

Омметр должен показывать сопротивление в пределах мОм, лампочка не должна гореть.

Далее закрепляем двигатель на столе,  собираем цепь питания: вилка - автомат - провода к двигателю. 
Маркируем выводы двигателя, приклеив на них флажки из скотча.

Подключаем провода к выводам 1 и 2, наматываем шнурок на вал двигателя, включаем питание и дергаем стартер.
Двигатель - запустился :)  Слушаем как он работает секунд 10 - 15 и выключаем вилку из розетки.

Теперь нужно проверить нагрев корпуса и крышек. При "убитых" подшипниках будут греться крышки (и слышен повышенный шум при работе), а при проблемах с подключением - более горячим будет корпус (магнитопровод).

Если все в порядке - переходим дальше, и проводим те же эксперименты с парами выводов 2 - 3 и 3 - 1.

В процессе экспериментов двигатель, скорей всего будет работать на 2х из возможных 3х комбинациях подключения - то есть на рабочей и на пусковой обмотке.

Таким образом находим обмотку, на которой двигатель работает с наименьшим шумом (гулом) и выдает мощность (для этого пытаемся остановить вал двигателя, прижимая к нему деревяшку. Она и будет рабочей.

Теперь можно попытаться запустить двигатель при помощи пусковой обмотки. 
Подключив питание к рабочей обмотке, нужно коснуться третьим проводом поочередно коснуться одного и другого вывода двигателя.

Если пусковая обмотка исправна - двигатель должен запуститься. А если нет - то "выбьет автомат" %))).

Конечно этот способ не совершенен, есть риск сжечь двигатель :( и применять его можно только в исключительных случаях. Но меня он выручал много раз.

Лучшим вариантом конечно будет определить тип (марку) двигателя и параметры его обмоток и найти в интернете схему подключения.



Ну вот такая "высшая математика" ;)  А за сим - разрешите откланяться.

Пишите комменты. Задавайте вопросы, и подписывайтесь на обновление блога :).

15 комментариев:

  1. Добрый вечер,а какие стиральные машины подойдут ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Странно, вроде отвечал комментарии, а своих ответов не вижу.
      - -
      Старые советские круглые и прямоугольные (с центрифугой) стиральные машины "Ока", "Рига", "Сибирь" а также пластмассовые "меньшие братья" - "Лыбедь" и "Малютка" имели асинхронные двигатели мощностью от 100 до 180 Вт. Именно их я и использую.

      Удалить
  2. Как же это познавательно и полезно для применения в деле!
    Благодарю Вас, Марк!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Вывод. Иногда придется взять книгу и почитать электротехнику, раздел "асинхронные двигатели" ). Вместо телека ).

    ОтветитьУдалить
  4. Посмотрел на сайтах, какой я принес домой эл\двигатель. Оказалось, что 3-хфазный индукционных, быстроходный с инверторным управлением от стир машины Аристон. Обмотки исправны по внешнему виду, чистые. Однако, говорят форумчане, без модуля управления и частотника не запустить. Данные такие: C.E.SET. CIM 2/55-132/AD 23 195v-2A-600w-310 Hz
    Модуль, говорят, дорогой. Тем более пенсионеру. Получается, принес тяжесть, ценность на сегодня только цветная проволока обмотки. Хотел запустить этот движок на станок для токарного по дереву. Подскажите, пож-та, шанс на его использование.
    Я здесь впервые, вообще новичок в столярке. Хотел выразить умельцам с Украины за ваш творческий этузиазм в доброжелательной форме. Россиян что то на Ютубе по столярке не видать шибко, тем более с Урала. Видел ваши две типа видеоконференции. Подписался к Вам, Жиленко, Ярмолкевичу, М.Козлову, Евдокимову, Лепилкину, Климову, Баеву, Примаченко и др. Набираюсь теории, мало, что делаю, но очень интересно. Лучше всяких сериалов про менто-полицаев, НТВ, 1 и 2 каналов официоза ЕдРоссного. НЕ торопитесь вы все с роликами, пусть качество подаваемого материала будет лучше и доброжелательнее. Сейчас на пенсии заочное общение даже в цене. Хорошо бы получить ответ. С уважением, Леонид: leon4709@mail.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Что то случилось с блогом и я не вижу свои ответы. Поэтому отвечаю заново.
      - - -
      Ваш двигатель (современный с пусковой платой) действительно сложно использовать без "родных мозгов" в качестве двигателя.
      Но можно использовать в качестве "передней бабки"
      Установив его на станине и придав ему вращение при помощи ремня - от другого двигателя.

      Есть 2 варианта:
      - если вал выходит с обоих сторон, то на короткий вал - сажается планшайба, а на длинный - 2-3 ручьевой шкив.
      - если вал односторонний, то двигатель нужно разобрать и использовать на станке только ротор с подшипниками и торцевые крышки. В этом случае вращение передается плоским ремнем на сам ротор.
      Дополнительно на ротор можно насадить фанерный шкив, чтобы получить 2-ю ступень оборотов.

      Удалить
    2. Куда то сообщение делось. Повторюсь. Имеется двиг. от старой стиралки-автомат, обозначение на нем такие 4АУТ 80 В 2/16 1 фазный 50 гц 220 В 180/60 W 2800|3000об/мин. Как запустить? Ч-з конденсатор или? Если да, то емкость, плиз.

      Удалить
  5. http://radioshemka.ru/2016-06-20-08-39-33/v-bytu/130-podklyuchenie-dvigatelya-ot-stiralnoj-mashinki-vyatka Если есть вопрос как от Вятки подключить, то вот статья отличная. Только тут двигатель с 8ю выводами

    ОтветитьУдалить
  6. У меня тоже мотор от стиральки ссср,и тоже 3 провода,один красный другой синий а третий без цвета,можете подсказать как мне его запустить с помошью пускогого реле?

    ОтветитьУдалить
  7. Приобресть TDA5145 (80руб. 2 штуки у китайцев) 3 высоковольтных ключа, собрать небольшеньку схемку и в путь !

    ОтветитьУдалить
  8. У меня второй тип двигателя (от центрифуги) с тремя выводами - какой емкости конденсатор мне подключать?

    ОтветитьУдалить
  9. Двигатель, приспособленный под точило, исправно работал много лет, как внезапно в процессе заточки ножа изменил направление вращения и скорость оборотов. Выключение и повторное включение ничего не изменили. Переброска проводов - тоже. На корпус каждый из трех проводов не замыкают. Что случилось?

    ОтветитьУдалить