Страницы

Популярные сообщения

пятница, 19 февраля 2016 г.

"Метод Научного Тыка" или Как подключить двигатель от стиральной машины.

Всем привет.


Небольшое предисловие.

В моей мастерской работает несколько самодельных станков, построенных на базе асинхронных двигателей от старых советских стиральных машин.



Я использую двигатели как с "конденсаторным" пуском, так и двигатели с пусковой обмоткой и пусковым реле (кнопкой)



Особых трудностей с подключением и запуском у меня не возникало. 
При подключении я иногда пользовался омметром (чтобы найти пусковую и рабочую обмотки).

Но чаще использовал свой опыт и метод "научного тыка" %)))  

Возможно таким заявлением на навлеку на себя гнев "знающих", которые "все и всегда делают по науке" :))). 

Но у меня и такой метод давал положительный результат, двигатели - работали, обмотки не перегорали :).

Конечно, если есть "как и чем" - то нужно делать "как правильно" - это я о наличии тестера и замере сопротивления обмоток.

Но в реальности не всегда так получается, а "кто не рискует ... " - ну вы поняли :).


Почему я об этом говорю ?
Буквально вчера я получил вопрос от своего зрителя, опущу некоторые моменты переписки, оставив только суть:

 Rorsheh ia
У меня из двигателя выходит 3 провода, можете что нибудь подсказать?
----
Я пытался запускать как вы сказали через пусковое реле,(Кратковременно коснулся провода) но через некоторое время работы он начинает дымить и греться. МУльтиметра у меня нет, поэтому не могу проверить сопротивление обмоток(

Безусловно, тот метод о котором я сейчас расскажу - немного рискованный, особенно для человека, который не имеет дела с подобной работой постоянно.

Поэтому нужно быть предельно внимательным, и при первой же возможности проверить результаты "научного тыка" при помощи тестера.

Теперь к делу!  

Сначала вкратце расскажу о типах двигателей, которые использовались в советских стиральных машинках.

Эти двигатели условно можно было разделить на 2 класса по мощности и скорости вращения.

В основной массе активаторных стиральных машин типа "тазик с моторчиком", для привода активатора использовался двигатель 180 Вт, 1350 - 1420 об/мин.


Как правило такой тип двигателя имел 4 раздельных вывода (пусковая и рабочая обмотки) и подключался через пуско-защитное реле или (в совсем старых версиях) через 3-х контактную пусковую кнопку Фото 1.
Фото 1  Пусковая кнопка.

Раздельные выводы пусковой и рабочей обмотки позволяли получить возможность реверса (для разных режимов стирки и предотвращения скручивания белья). 

Для этого в машинах поздних моделей был добавлен простой командаппарат, коммутирующий подключение двигателя.

Встречаются двигатели мощностью 180 Вт, у которых пусковая и рабочая обмотка соединялись в средине корпуса, и на верх выходило только три вывода (фото 2)


Фото 2  Три вывода обмотки.

Второй тип двигателей использовался в приводе центрифуги, поэтому он имел большие обороты, но меньшую мощность - 100-120 вт, 2700 - 2850 об/мин.

Двигатели центрифуг обычно имели постоянно включенный, рабочий конденсатор. 

Поскольку центрифугу не было необходимости реверсировать, то соединение обмоток как правило делалось в средине двигателя. На верх выходило только 3 провода.

Часто у таких двигателей обмотки одинаковы, поэтому замер сопротивления показывает примерно одинаковые результаты, например между 1 - 2 и 2 - 3 выводом омметр покажет 10 Ом, а между 1 - 3 - 20 Ом. 

В этом случае вывод 2 - будет средней точкой в которой сходятся выводы первой и второй обмоток. 

Двигатель подключается следующим образом: 
выводы 1 и 2 - в сеть, вывод 3 через конденсатор на вывод 1.


По внешнему виду двигатели Активаторов и Центрифуг - очень похожи, так как часто для унификации использовались одинаковые корпуса и магнитопроводы. Двигатели отличались только типом обмоток и количеством полюсов.

Существует и третий вариант запуска, когда конденсатор подключается только на момент пуска, но они довольно редки, мне такие двигатели на стиральных машинах не попадались.

Особняком стоят схемы подключения 3-х фазных двигателей через фазосдвигающий конденсатор, но тут я их рассматривать не буду.


Итак, вернемся к методу, который использовал я, но прежде еще одно небольшое отступление.


Двигатели с пусковой обмоткой  обычно имеют разные параметры пусковой и рабочей обмотки. 

Это можно определить как замером сопротивления обмоток, так и визуально - пусковая обмотка имеет провод меньшего сечения и ее сопротивление - выше

Если оставить пусковую обмотку включенной на несколько минут, она может перегореть
так как при нормальной работе она подключается только на несколько секунд.



Например сопротивление пусковой обмотки может быть 25 - 30 Ом, а сопротивление рабочей - 12 - 15 Ом.

Во время работы пусковая обмотка - должна быть отключена иначе двигатель будет гудеть, греться и быстро "пустит дым". 

Если обмотки определены правильно, то при работе без нагрузки в течении 10 - 15 минут двигатель может быть слегка теплым.

Но если перепутать пусковую и рабочую обмотки - двигатель также запустится, и при отключении рабочей обмотки - будет продолжать работать. 

Но в этом случае он также будет гудеть, греться и не выдавать положенную мощность.


А теперь переходим к практике. 

Сначала нужно проверить состояние подшипников и отсутствие перекоса крышек двигателя. Для этого достаточно просто покрутить вал двигателя. 
От легкого толчка он должен вращаться свободно, без заеданий, делая несколько оборотов. 
Если все нормально - переходим к следующей стадии.

Нам потребуется низковольтный пробник (батарейка с лампочкой), провода, электро вилка и автомат (желательно 2х полюсный) на 4 - 6 Ампер. В идеале - еще и Омметр с пределом 1 мОм.
Прочный шнурок длинной пол-метра - для "стартера", малярный скотч и маркер для маркировки проводов двигателя.

Для начала нужно проверить двигатель на замыкание на корпус поочередно проверив выводы двигателя (подключив омметр или лампочку) между выводами и корпусом.

Омметр должен показывать сопротивление в пределах мОм, лампочка не должна гореть.

Далее закрепляем двигатель на столе,  собираем цепь питания: вилка - автомат - провода к двигателю. 
Маркируем выводы двигателя, приклеив на них флажки из скотча.

Подключаем провода к выводам 1 и 2, наматываем шнурок на вал двигателя, включаем питание и дергаем стартер.
Двигатель - запустился :)  Слушаем как он работает секунд 10 - 15 и выключаем вилку из розетки.

Теперь нужно проверить нагрев корпуса и крышек. При "убитых" подшипниках будут греться крышки (и слышен повышенный шум при работе), а при проблемах с подключением - более горячим будет корпус (магнитопровод).

Если все в порядке - переходим дальше, и проводим те же эксперименты с парами выводов 2 - 3 и 3 - 1.

В процессе экспериментов двигатель, скорей всего будет работать на 2х из возможных 3х комбинациях подключения - то есть на рабочей и на пусковой обмотке.

Таким образом находим обмотку, на которой двигатель работает с наименьшим шумом (гулом) и выдает мощность (для этого пытаемся остановить вал двигателя, прижимая к нему деревяшку. Она и будет рабочей.

Теперь можно попытаться запустить двигатель при помощи пусковой обмотки. 
Подключив питание к рабочей обмотке, нужно коснуться третьим проводом поочередно коснуться одного и другого вывода двигателя.

Если пусковая обмотка исправна - двигатель должен запуститься. А если нет - то "выбьет автомат" %))).

Конечно этот способ не совершенен, есть риск сжечь двигатель :( и применять его можно только в исключительных случаях. Но меня он выручал много раз.

Лучшим вариантом конечно будет определить тип (марку) двигателя и параметры его обмоток и найти в интернете схему подключения.



Ну вот такая "высшая математика" ;)  А за сим - разрешите откланяться.

Пишите комменты. Задавайте вопросы, и подписывайтесь на обновление блога :).

16 комментариев:

  1. Добрый вечер,а какие стиральные машины подойдут ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Странно, вроде отвечал комментарии, а своих ответов не вижу.
      - -
      Старые советские круглые и прямоугольные (с центрифугой) стиральные машины "Ока", "Рига", "Сибирь" а также пластмассовые "меньшие братья" - "Лыбедь" и "Малютка" имели асинхронные двигатели мощностью от 100 до 180 Вт. Именно их я и использую.

      Удалить
  2. Как же это познавательно и полезно для применения в деле!
    Благодарю Вас, Марк!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Вывод. Иногда придется взять книгу и почитать электротехнику, раздел "асинхронные двигатели" ). Вместо телека ).

    ОтветитьУдалить
  4. Посмотрел на сайтах, какой я принес домой эл\двигатель. Оказалось, что 3-хфазный индукционных, быстроходный с инверторным управлением от стир машины Аристон. Обмотки исправны по внешнему виду, чистые. Однако, говорят форумчане, без модуля управления и частотника не запустить. Данные такие: C.E.SET. CIM 2/55-132/AD 23 195v-2A-600w-310 Hz
    Модуль, говорят, дорогой. Тем более пенсионеру. Получается, принес тяжесть, ценность на сегодня только цветная проволока обмотки. Хотел запустить этот движок на станок для токарного по дереву. Подскажите, пож-та, шанс на его использование.
    Я здесь впервые, вообще новичок в столярке. Хотел выразить умельцам с Украины за ваш творческий этузиазм в доброжелательной форме. Россиян что то на Ютубе по столярке не видать шибко, тем более с Урала. Видел ваши две типа видеоконференции. Подписался к Вам, Жиленко, Ярмолкевичу, М.Козлову, Евдокимову, Лепилкину, Климову, Баеву, Примаченко и др. Набираюсь теории, мало, что делаю, но очень интересно. Лучше всяких сериалов про менто-полицаев, НТВ, 1 и 2 каналов официоза ЕдРоссного. НЕ торопитесь вы все с роликами, пусть качество подаваемого материала будет лучше и доброжелательнее. Сейчас на пенсии заочное общение даже в цене. Хорошо бы получить ответ. С уважением, Леонид: leon4709@mail.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Что то случилось с блогом и я не вижу свои ответы. Поэтому отвечаю заново.
      - - -
      Ваш двигатель (современный с пусковой платой) действительно сложно использовать без "родных мозгов" в качестве двигателя.
      Но можно использовать в качестве "передней бабки"
      Установив его на станине и придав ему вращение при помощи ремня - от другого двигателя.

      Есть 2 варианта:
      - если вал выходит с обоих сторон, то на короткий вал - сажается планшайба, а на длинный - 2-3 ручьевой шкив.
      - если вал односторонний, то двигатель нужно разобрать и использовать на станке только ротор с подшипниками и торцевые крышки. В этом случае вращение передается плоским ремнем на сам ротор.
      Дополнительно на ротор можно насадить фанерный шкив, чтобы получить 2-ю ступень оборотов.

      Удалить
    2. Куда то сообщение делось. Повторюсь. Имеется двиг. от старой стиралки-автомат, обозначение на нем такие 4АУТ 80 В 2/16 1 фазный 50 гц 220 В 180/60 W 2800|3000об/мин. Как запустить? Ч-з конденсатор или? Если да, то емкость, плиз.

      Удалить
  5. http://radioshemka.ru/2016-06-20-08-39-33/v-bytu/130-podklyuchenie-dvigatelya-ot-stiralnoj-mashinki-vyatka Если есть вопрос как от Вятки подключить, то вот статья отличная. Только тут двигатель с 8ю выводами

    ОтветитьУдалить
  6. У меня тоже мотор от стиральки ссср,и тоже 3 провода,один красный другой синий а третий без цвета,можете подсказать как мне его запустить с помошью пускогого реле?

    ОтветитьУдалить
  7. Приобресть TDA5145 (80руб. 2 штуки у китайцев) 3 высоковольтных ключа, собрать небольшеньку схемку и в путь !

    ОтветитьУдалить
  8. У меня второй тип двигателя (от центрифуги) с тремя выводами - какой емкости конденсатор мне подключать?

    ОтветитьУдалить
  9. Двигатель, приспособленный под точило, исправно работал много лет, как внезапно в процессе заточки ножа изменил направление вращения и скорость оборотов. Выключение и повторное включение ничего не изменили. Переброска проводов - тоже. На корпус каждый из трех проводов не замыкают. Что случилось?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Есть мысля, что вы приложили на абразивный круг большое усилие, после чего он поменял вращение.
      Попробуйте сделать так еще раз. У меня есть двигатель - перевертыш с похожим явлением, дело тут, вероятнее всего, в неправильном расчете кондеров

      Удалить