Страницы

Популярные сообщения

четверг, 6 августа 2015 г.

Мастерская 3.2 Продолжение статьи о точиле.


            Начало - здесь: http://alffisher.blogspot.com/2015/08/60.html   

     Всем - привет !    

                                                 Не люблю понятие "универсализм" !

     Специализированный подход всегда позволяет делать работу - лучше, качественней и быстрее, 

 но из всех правил - существуют исключения :)
       Одно из таких исключений - мастерская начинающего мастера.
О универсализме я буду говорить во второй части статьи.

                  Ну и теперь - к теме: 

      О выборе первого точила я уже рассказал в предыдущей статье.
    Покупка готового станка позволит решить самые первоочередные задачи по заточке режущего инструмента, например сверл или стамесок.
    Хотя для качественной заточки нужно будет сделать небольшие доработки станка - дополнительную оснастку. Но на первых порах без этого можно обойтись.

          О дополнительной оснастке я расскажу немного поздней, а сейчас продолжу говорить о самодельном точиле - шлифовальном станке.

       Одной заточкой инструмента работа самодельщика не ограничивается. Часто при работе с деревом и металлом приходится зачищать и шлифовать материал и для этого нужен немного другой станок. 

    И он может быть универсальным.    Именно поэтому я вынес понятие "универсализм" в заголовок статьи %)

    Универсализм вполне оправдан в "балконной мастерской" или в арсенале начинающего мастера. Со временем придет понятие основных задач и под них будут найдены специализированные инструменты.

    И теперь подробней:  основой универсального станка вполне может быть двигатель от привода активатора старой стиральной машины, 180 Вт, 1420 об/мин.
    Такие двигатели еще можно встретить на рынках, и найти в интернете.

Именно этот двигатель может служить приводом универсального шлифовально-заточного и даже (токарного по дереву) станка. 

     Я уже не раз показывал работу такого двигателя с самодельной шлифовальной тарелкой (планшайбой) : https://www.youtube.com/watch?v=LOS6sfW33-g  
=



     Да и о самой планшайбе не раз рассказывал: https://www.youtube.com/watch?v=PPhh-ywK96I
=


  

        На канале есть целый плейлист посвященный теме планшайбы и дисковой шлифовки

   
https://www.youtube.com/watch?v=RvbR8s4ihE8&list=PL6mXlWgvuzAukF6SXTpc-vgyGItB4zg-h&index=2

     Правда в части видео использован высоко-оборотистый двигатель (100 Вт 2700 об/мин) но речь не о нем, а о приемах работы :)
   

                      В этом видео показан процесс изготовления круга и его работа.
=

      Можно включить видео на 4:34, чтобы сразу посмотреть шлифбарабан в работе.


          Я уже рассказывал в предыдущей статье: http://alffisher.blogspot.com/2015/08/60.html - как можно сделать фанерную оправку для установки круга на вал двигателя.


     Мастера, которые имеют навыки работы с металлом могут сделать железную оправку для установки абразивного круга - без применения токарного станка.


         Технология довольно проста и включает в себя последовательную сборку оправки из пластин толщиной 4 - 5 мм. 
      Сначала вырезается первая пластина, в которой сверлятся отверстия под вал -
 (Ф 14 мм) и под стяжные винты Ф 6. Для большей точности посадочного отверстия его можно сначала просверлить сверлом Ф 13 мм, а потом рассверлить - Ф 14.

       Далее первая пластина служит кондуктором для сверления отверстий в остальных пластинах. После того, как пластины просверлены, они одеваются на вал, стягиваются болтами и провариваются с двух сторон (в канавках). 
    Перед сваркой нужно прокрутить стянутый блок вместе с валом двигателя, чтобы убедится в отсутствии биений (восьмерки), а при необходимости - ослабить болты и выровнять.

Рис. 1  Первая часть набора из 4 - 5 железных пластин - втулка.













Рис.2  Размеры оправки.



        Таким образом получается первая часть оправки - втулка. Далее к втулке при помощи "электрозаклепок" присоединяется диск,  Ф 60 мм - опорный фланец. 

    К фланцу также на электрозаклепках присоединяется направляющая втулка, состоящая из 2 - 3 шайб Ф 32 мм (по размерам посадки диска)
    На опорную плоскость фланца, на клей для металла, приклеивается кольцо из ДВП или плотного картона. При необходимости плоскость кольца протачивается для устранения биений.

    Кто не знает - "электорозаклепка" - это когда в делали сверлится и зенкеруется отверстие, делали соединяются и отверстие заливается сваркой.

Рис. 3  Оправка в сборе. На фланец наклеено кольцо из плотного картона или ДВП.
    

      Собрать оправку для точила можно и без применения сварки. В этом случае нужно сделать 2 дополнительных отверстия Ф 5 мм. 
   После сборки элементов в общую деталь и стягивания болтами, через эти отверстия элементы заклепываются  2-мя заклепками (сделанными из прутка Ф 5 мм.)


Рис. 4  Втулка с отверстиями под заклепки.
       На рисунке 4 показана только втулка без фланца, но заклепки проходят через все детали, связывая их в единое целое.
    Отверстие, в которое входит болт фиксации оправки на валу двигателя сделано по средине между дисками. 
    Если нет возможности сделать отверстие на сверлильном станке, то для большей точности сверления можно предварительно сделать в двух смежных дисках по небольшому пропилу, там где будет сверлиться отверстие. Это не даст при сверлении - сверлу уйти в сторону.

      Абразивный круг фиксируется на этой оправке по схеме, аналогичной деревянной оправке - при помощи металлического диска, зажимаемого 2 болтами. 

      Металлическая оправка показанная на рисунке 3 больше подходит для постоянного крепления абразивного круга - по схеме "раз поставил и больше не снимаешь" %) 
    Конечно при необходимости можно снимать круг вместе с оправкой, в этом случае не придется заново ровнять и балансировать круг.

    Но если есть возможность заказать оправку у токаря, то лучше сделать ее по-другому: в виде отдельной оправки (вала) + фланцы + втулки + гайка.

    Использование переходной оправки, о которой я говорил в прошлой статье:    позволит устанавливать на двигатель наждачные заточные круги, отрезные круги и шлифовальные барабаны с наждачной бумагой: https://www.youtube.com/watch?v=j10ETXEwH88
                                 

       Я внес небольшие изменения в чертеж оправки и добавил чертежи фланца, втулок и зажимной гайки. 
    Резьбовое отверстие М10, (или М8, как в прошлом чертеже) расширяет возможности оправки и используется для установки дополнительной оснастки: шлифовальных (лепестковых кругов с отверстием Ф 10 мм), шлифовальных планшайб малого диаметра, разного рода шлифовальных приспособлений и т.п. 
     Сквозное отверстие Ф 6 - позволяет использовать дополнительный стяжной винт М5, ввинчиваемый в торец вала двигателя. 
     Данные изменения улучшают функциональность оправки, но без них можно обойтись.

Рис. 5  Чертежи оправки для шлифовальных кругов и барабанов

Рис. 6  Фланец (2 шт), дистанционная втулка (4 шт), гайка.
      Из всего вышесказанного (и показанного в видео) можно сложить картинку "универсального станка" - под свои задачи, который послужит хорошим подспорьем начинающему (и не только начинающему) мастеру :)



          Небольшое (не совсем лирическое) отступление: 

    Недавно один из моих зрителей сделал мне замечание - дескать чертеж оформлен не совсем правильно,  марка стали указанная мной (Ст3), не подходит для изготовления оправки и т.п.  :)

      Конечно, я мог сделать чертеж в Автокаде или Компасе, указать класс чистоты поверхности, допуски, "правильную" марку стали и требования по термообработке,
   но вряд ли кто-то будет нормализовать и шлифовать "изделие", так же как искать 30ХГСА, Ст45 или 40Х.
   Деталь скорей всего сделают из стали, марки "пионерский бронепоезд" :) и поверхность будет "из под резца" - ведь не самолет строим :)

   Толковый токарь и по моим примитивным эскизам сможет сделать нормальное изделие :)

        Как то так :)
     

         И еще пару слов в заключение.

   Двигатель от стиральной машины хорош на определенном этапе, но у кого-то есть в гараже и более мощный (З-х фазный) двигатель, но нет промышленной сети 380 В.

    Можно построить станок и на базе трехфазника, подключенного через конденсаторы, но следует учесть, что при подключении трехфазного двигателя в однофазную сеть - теряется часть мощности.
    Поэтому использовать двигатели мощностью менее 400 Вт - не рационально, так как в результате подключения на 220 В - останется 200 - 250 Вт.

    Оптимальным в данном случае будет двигатель, мощностью 600 - 750 Вт, 2850 об/мин. 
    Этот двигатель позволит эффективно использовать абразивный заточной камень Ф 200 мм и отрезной диск по металлу Ф 230 - 250 мм.




          Ну вот на этом на сегодня - все. 

    С темой следующей статьи я пока еще не определился, может мой читатель подскажет вопрос, на который желает получить ответ ;)


     Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на мой блог :) 


            И до встречи в следующей статье.