Перезалив статьи от 18.02.16 которая была случайно удалена :( Всем - привет :) ! Недавно мне пришел вопрос от Виктора Иванова: Д...
суббота, 8 апреля 2017 г.
Самодельный токарный станок 1.
Хотел написать заголовок, в котором изложить суть статьи, но понял, что не вложусь и в несколько предложений %(. Поэтому излагать буду ниже. И по ходу все станет ясно :) Итак, поехали! Сегодня я буду говорить о фланцах для самодельного станка (токарного или шлифовального), сделанного на базе асинхронного двигателя от стиральной машины 180 Вт, 1450 об/мин. Всем привет :) На последнее видео Самодельный токарный патрон. - получил вопрос. Приведу его полностью: "С удовольствием смотрю канал! Практически всё беру на вооружение. Сделал циклон. На очереди пильный столик на основе лобзика. Для точения и шлифовки дерева на двигатели от стиральной машины сделал шлифовальные круги и план-шайбу. Все втулки делал из фанеры и склеенной в три слоя сосны, с винтом для фиксации на валу вместо шпонки. Станину пока не делал, подручником является деревянный брусок.
Столкнулся с проблемой разбалтывания отверстий в деревянных втулках, насаженных на вал двигателя, и как следствие - биения.
Тоже надеялся, что в этом видео раскрывается секрет центрирования стальных деталей патрона при сварке, т.к. из-за не очень удачного опыта к патрону с деревянной втулкой отношусь скептически. Обдумываю способ сделать все из железа, но при помощи имеющихся двигателей и болгарки."
Начал отвечать:
"Странно. У меня практически ничего не разболталось, хотя некоторым планшайбам более 10 лет.
Для втулок я в основном использую березовую фанеру. Но для более ответственных деталей использую "дельту" (бакелитовую фанеру, которая очень похожа на текстолит). Также проводил "эксперименты" с МДФ - когда делал большую шлифовальную планшайбу Ф 250 мм - пока не разболталась, но работала мало. - - Проблему разбалтывания можно решить и по-другому. Думаю это будет тема для следующей статьи в мой блог :). Вкратце - нужно "армировать" фанерный пакет 1 или 2 железными шайбами, привинтив их с внешней стороны. Есть и более экзотический вариант, но для него нужна железная втулка (труба) с 6-ю или 8-ю резьбами М6 и такое же количество болтов. Втулка насаживается на вал и регулируется при помощи болтов. Недостаток данной схемы - сложность регулировки, особенно при частом снятии с вала. Есть и другие варианты и о них я постараюсь снять видео. -- Но в формате комментария сложно раскрыть суть, поэтому и пишу данную статью. Вариантов втулок (фланцев) для самодельных планшайб может быть очень много. О этом я не раз рассказывал в своих видео= = =
Конечно лучшим вариантом фланца будет металл - сварной или цельный фланец, выточенный из одного куска металла (стали или даже алюминия). Но для "разовых" изделий или для оснастки, к которой не прилагаются большие нагрузки, вполне достаточно фанеры или МДФ.
Можно сделать фланец из пластмассы например текстолита или капролона (полиамида). Эти материалы довольно легко обрабатываются на токарном станке по дереву. Но вернемся к дереву, точней фанере. Проблема в том, как усилить фланец, чтобы исключить разбивание посадочного отверстия. Самый простой вариант - сделать "композит" - усилив отверстие металлическими (железными) шайбами. -
Рис. 1 Шайба, усиливающая край фанерной втулки.
Причем часто достаточно усилить только внешнюю сторону фланца, так как он первым "встречается" с валом, и быстрее разбивается из-за этого. В идеале предварительно расточить посадочное отверстие в фанерной втулке под размер шайбы,так чтобы шайба была углублена в фанеру и вклеить ее на эпоксидной смоле, дополнительно закрепив шурупами. Далее, установив втулку на вал двигателя - проточить посадочную плоскость под диск фланца, и собрав детали вместе - проточить плоскость самого фланца. - - Небольшое отступление: Поскольку вал двигателя не всегда имеет диаметр 14.0, (должен иметь, но на практике всякое бывает). Да и сверло может разбить отверстие в шайбе и фанерной втулке, даже если последовательно сверлить несколькими сверлами - на Ф13 - 13.5 - 14 - поэтому после установки фланца на вал может появиться люфт. Избежать этого можно несколькими способами.Например установить два зажимных болта (винта). Чтобы использовать болты на фанерной втулке, предварительно в отверстия ввинчиваются резьбовые футорки, которые имеют внутреннюю резьбу М6 и наружную в виде крупного шурупа. Я использую футорки от мебельных ножек, которые устанавливаются в мебель из ДСП.
Рис. 2 Зажимные болты.
Несмотря на то, что болты расположены не симметрично относительно оси, при оборотах до 1500 они не оказывают заметного влияния на балансировку фланца. Но при желании можно дополнительно прикрепить на противоположную сторону втулки - противовес.- - Итак, идем дальше. Предвижу закономерный вопрос - а если вал имеет другой диаметр, либо в мастерской нет сверла на Ф13.5 и 14? И в этом случае есть выход. Причем он гораздо проще, чем может показаться на первый взгляд. Нужно сделать втулку фланца составной, состоящей из нескольких деталей:
Рис. 3 Составная втулка планшайбы.
Все детали втулки сделаны из фанеры. В верхней части прижима можно сделать V - образный паз, но это не обязательно. Порядок сборки втулки следующий: В нижней части прижима вырезается V - образный паз, базирующий прижим на валу двигателя. Далее на нижнюю часть приклеиваются 2 боковых бруска(сборка ведется прямо на валу двигателя) После высыхания клея детали собираются вместе, и надеваются на вал двигателя. Затягиваются шурупы верхнего прижима и протачивается посадочный торец, к которому крепится фланец (диск планшайбы). Теперь останется прикрепить с помощью шурупов планшайбу, и выровнять ее по диаметру. Вот собственно и вся идея. Кому понравилось - ставьте лайки :) Задавайте вопросы и делитесь моей статьей ;) Всем - пока.
Комментариев нет:
Отправить комментарий