Страницы

Страницы

четверг, 6 августа 2015 г.

Мастерская 3.2 Продолжение статьи о точиле.

Продолжение.

Начало - здесь: Статья о выборе точила
 


Всем - привет !

Не люблю понятие "универсализм" !
Специализированный подход всегда позволяет делать работу - лучше, качественней и быстрее,

но из всех правил - существуют исключения :)

Одно из таких исключений - мастерская начинающего мастера.


О универсализме я буду говорить во второй части статьи.

Ну и теперь - к теме:

О выборе первого точила я уже рассказал в предыдущей статье.

Покупка готового станка позволит решить самые первоочередные задачи по заточке режущего инструмента, например сверл или стамесок.

Хотя для качественной заточки нужно будет сделать небольшие доработки станка - дополнительную оснастку. Но на первых порах без этого можно обойтись.

О дополнительной оснастке я расскажу немного поздней, а сейчас продолжу говорить о самодельном точиле - шлифовальном станке.

Одной заточкой инструмента работа самодельщика не ограничивается.

Часто при работе с деревом и металлом приходится зачищать и шлифовать материал и для этого нужен немного другой станок.


И он может быть универсальным.

Именно поэтому я вынес понятие "универсализм" в заголовок статьи %)


Универсализм вполне оправдан в "балконной мастерской" или в арсенале начинающего мастера.


Со временем придет понятие основных задач и под них будут найдены специализированные инструменты.


И теперь подробней: основой простейшего универсального станка вполне может быть двигатель от привода активатора старой стиральной машины, 180 Вт, 1420 об/мин.

Такие двигатели еще можно встретить на рынках, и найти в интернете.

Именно этот двигатель может служить приводом универсального шлифовально-заточного и даже (токарного по дереву) станка.

Я уже не раз показывал работу такого двигателя с самодельной шлифовальной тарелкой (планшайбой) : https://www.youtube.com/watch?v=LOS6sfW33-g 

=


Да и о самой планшайбе не раз рассказывал: https://www.youtube.com/watch?v=PPhh-ywK96I
=

=
На канале есть целый плейлист посвященный теме планшайбы и дисковой шлифовки

https://www.youtube.com/watch?v=RvbR8s4ihE8&list=PL6mXlWgvuzAukF6SXTpc-vgyGItB4zg-h&index=2

Правда в части видео использован высоко-оборотистый двигатель (100 Вт 2700 об/мин) но речь не о нем, а о приемах работы :)

В этом видео показан процесс изготовления круга и его работа.
=
Можно включить видео на 4:34, чтобы сразу посмотреть шлифбарабан в работе.
=

=


Я уже рассказывал в предыдущей статье: http://alffisher.blogspot.com/2015/08/31.html - как можно сделать фанерную оправку для установки круга на вал двигателя.


Мастера, которые имеют навыки работы с металлом могут сделать железную оправку для установки абразивного круга - без применения токарного станка.


Технология довольно проста и включает в себя последовательную сборку оправки из пластин толщиной 4 - 5 мм.

Сначала вырезается первая пластина, в которой сверлятся отверстия под вал -

(Ф 14 мм) и под стяжные винты Ф 6. 

Для большей точности посадочного отверстия его можно сначала просверлить сверлом Ф 13 мм, а потом рассверлить - Ф 14.


Далее первая пластина служит кондуктором для сверления отверстий в остальных пластинах.


После того, как пластины просверлены, они одеваются на вал, стягиваются болтами и провариваются с двух сторон (в канавках).


Перед сваркой нужно прокрутить стянутый блок вместе с валом двигателя

чтобы убедится в отсутствии биений (восьмерки), а при необходимости - ослабить болты и выровнять.


Рис. 1 Первая часть набора из 4 - 5 железных пластин - втулка.


Рис.2 Размеры оправки.

Таким образом получается первая часть оправки - втулка. Далее к втулке при помощи "электрозаклепок" присоединяется диск, Ф 60 мм - опорный фланец.

К фланцу также на электро-заклепках присоединяется направляющая втулка, состоящая из 2 - 3 шайб Ф 32 мм (по размерам посадки диска)

На опорную плоскость фланца, на клей для металла, приклеивается кольцо из ДВП или плотного картона (рис.3)

При необходимости плоскость кольца протачивается для устранения биений.

Кто не знает - "электорозаклепка" - это когда в делали сверлится и зенкеруется отверстие, делали соединяются и отверстие заливается сваркой.


Рис. 3 Оправка в сборе. На фланец наклеено кольцо из плотного картона или ДВП.

Собрать оправку для точила можно и без применения сварки. В этом случае нужно сделать 2 дополнительных отверстия Ф 5 мм.

После сборки элементов в общую деталь и стягивания болтами, через эти отверстия элементы заклепываются 2-мя заклепками (сделанными из прутка Ф 5 мм.)


Рис. 4 Втулка с отверстиями под заклепки.

На рисунке 4 показана только втулка без фланца, но заклепки проходят через все детали, связывая их в единое целое.

Отверстие, в которое входит болт фиксации оправки на валу двигателя сделано по средине между дисками.

Если нет возможности сделать отверстие на сверлильном станке, то для большей точности сверления можно предварительно сделать в двух смежных дисках по небольшому пропилу, там где будет сверлиться отверстие.

Это не даст при сверлении - сверлу уйти в сторону.

Абразивный круг фиксируется на этой оправке по схеме, аналогичной деревянной оправке - при помощи металлического диска, зажимаемого 2 болтами.

Металлическая оправка показанная на рисунке 3 больше подходит для постоянного крепления абразивного круга - по схеме "раз поставил и больше не снимаешь" %)

Конечно при необходимости можно снимать круг вместе с оправкой, в этом случае не придется заново ровнять и балансировать круг.

Но если есть возможность заказать оправку у токаря, то лучше сделать ее по-другому: в виде отдельной оправки (вала) + фланцы + втулки + гайка.

Использование переходной оправки, о которой я говорил в прошлой статье

позволит устанавливать на двигатель наждачные заточные круги, отрезные круги и шлифовальные барабаны с наждачной бумагой: https://www.youtube.com/watch?v=j10ETXEwH88




++++++++++++++++++++++++++++++

Я внес небольшие изменения в чертеж оправки и добавил чертежи фланца, втулок и зажимной гайки.

Резьбовое отверстие М10, (или М8, как в прошлом чертеже) расширяет возможности оправки и используется для установки дополнительной оснастки: шлифовальных (лепестковых кругов с отверстием Ф 10 мм), шлифовальных планшайб малого диаметра, разного рода шлифовальных приспособлений и т.п.

Сквозное отверстие Ф 6 - позволяет использовать дополнительный стяжной винт М5, ввинчиваемый в торец вала двигателя.

Данные изменения улучшают функциональность оправки, но без них можно обойтись.


Рис. 5 Чертежи оправки для шлифовальных кругов и барабанов


Рис. 6 Фланец (2 шт), дистанционная втулка (4 шт), гайка.

Из всего вышесказанного (и показанного в видео) можно сложить картинку "универсального станка" - под свои задачи, который послужит хорошим подспорьем начинающему (и не только начинающему) мастеру :)

Небольшое (не совсем лирическое) отступление:

Недавно один из моих зрителей сделал мне замечание - дескать чертеж оформлен не совсем правильно, марка стали указанная мной (Ст3), не подходит для изготовления оправки и т.п. :)

Конечно, я мог сделать чертеж в Автокаде или Компасе, указать класс чистоты поверхности, допуски, "правильную" марку стали и требования по термообработке, 


но вряд ли кто-то будет нормализовать и шлифовать "изделие", так же как искать 30ХГСА, Ст45 или 40Х,

а деталь скорей всего сделают из стали, марки "пионерский бронепоезд" :) и поверхность будет "из под резца" - ведь не самолет строим :)

Толковый токарь и по моим примитивным эскизам сможет сделать нормальное изделие :)


Как то так :)

И еще пару слов в заключение.

Двигатель от стиральной машины хорош на определенном этапе, но у кого-то есть в гараже и более мощный (З-х фазный) двигатель, но нет промышленной сети 380 В.

Можно построить станок и на базе трехфазника, подключенного через конденсаторы, но следует учесть, что при подключении трехфазного двигателя в однофазную сеть - теряется часть мощности.


Поэтому использовать двигатели мощностью менее 400 Вт - не рационально, так как в результате подключения на 220 В - останется 200 - 250 Вт.


Оптимальным в данном случае будет двигатель, мощностью 600 - 750 Вт, 2850 об/мин.


Этот двигатель позволит эффективно использовать абразивный заточной камень Ф 200 мм и отрезной диск по металлу Ф 230 - 250 мм.


Ну вот на этом на сегодня - все.


Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на мой блог :)


И до встречи в следующей статье.



18 комментариев:

  1. Отличная статья!!!RESPEKT Автору!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Как сделать верстак на балкон? Лучше раскладной, места мало�� спсб,

    ОтветитьУдалить
  3. Стаття 5+ беру собі на замітку, але зпочатку зроблю з дерева))). Дякую!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Все статьи очень интересны и познавательны. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  5. А шайбы ф32,40 и 60 на рис 2 делать на токарном?

    ОтветитьУдалить
  6. Можно (если он есть). Но проще вырезать коронкой на сверлильном или болгаркой (предварительно)и просверлив отв. насадить на вал двигателя и обточить при помощи УШМ.
    Я вроде подробно это объяснил в статье :)

    ОтветитьУдалить
  7. Приветствую) Поставлю вопрос: почему втулка для камня делается так, что сам камень устанавливается на каком-то расстоянии от самого двигателя (у Вас это 25мм) Не проще ли для станка на котором не будет менятся насадка(камни) сделать отверстие для фиксирующего болта в самом месте установки камня - например - длинна такого посадочного места 15мм (под 16мм камень) и в нем отверстие под болт М6.

    ОтветитьУдалить
  8. Вариантов может быть много, и каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Болт, вынесенный за габариты посадочной базы, позволит снимать оправку вместе с кругом.
    Кроме того данная оправка сделана длинной, для возможности установки круга на большом расстоянии от двигателя (для удобства работы с разными типами кругов. Например обувной круг требует расстояние до двигателя, равное 2/3 ширины подошвы ~80 - 100 мм)
    Поэтому точка крепления вынесена за габариты посадки.
    Для маленькой оправки можно сделать винт и "в габарите" посадки.
    - - - -
    Располагая зажимной винт, следует учитывать несколько моментов:
    1-винт должен находится примерно на средине посадочного места вала двигателя. Образно говоря при длине посадки 34 мм, винт находится на расстоянии 17 мм от края оправки.

    2-толщина "тела" стенки оправки, в которую завинчен зажимной винт, должна составлять 1,5 или более диаметра резьбы зажимного винта, без учета размера головки.
    Допустим винт находится в габарите круга с посадкой Ф 32 мм, а вал имеет диаметр 14 мм.
    32 - 14 / 2 = 9 мм, что при резьбе М6 составляет только 1,5 диаметра резьбы.

    Места для болта с шестигранной головкой - практически нет.
    Следовательно, чтобы обеспечить надежную фиксацию оправки, придется применять винт с внутренним шестигранником или со звездой ("тоrx"), который найти значительно сложней, чем обычный болт с шестигранной головкой.

    Я исходил из этих соображений, когда конструировал оправку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Состряпал себе наждачек/точилку с двигателя от стиралки (120Вт/1350об) Поставил камень 175/16/32. Линейная скорость получается порядка 12м/с...маловато вроде для заточки, но пока обхожусь тем, что есть. Этакий универсальный(по факту единственный пока). Оправка универсальная под разные насадки(камни с разными вн.диаметрами, болгарочные отрезные диски)
      -----
      Планирую сделать себе точилку для сверл. Имеется двигатель АВ-052-2МУЗ (△/☆ 220/380 90W 2800r/min) Два вала ⊘9мм, длинна посадочного места L=20мм. Снимать круг с оправки не планирую(только для замены самого круга). Хочу установить два камня разной зернистоти. Интересует компактность. Поэтому и задал вопрос про фиксирующий болт.
      Понимаю, что вылет вала маловат (20мм всего). Т.е. если во втулке сделать опорный фланец (толщина порядка 5мм) то остается и вовсе 15мм...
      1 вопрос:
      исходя из моих пожеланий компактности надо делать на втулке отверстие для фиксирующего болта М6 на расстоянии 3-5мм от опорного фланца: 5мм опорный фланец + 15мм сама втулка + дальше переход на болт М14 (длинна перехода порядка 20-25мм - чтоб можно было установить камни 16/20мм толщины)?
      2 вопрос:
      по Вашим рассчетам толщины "тела" получается более 1,5 диаметра, т.е. можна подумать про потай для головки фиксирующего болта или просто сделать болт без головки но с прорезью под "минусовую" отвертку?
      3 вопрос:
      диамерт камня и его толщина...
      исходя из компактности планировал 125 круг, но линейная скороть получается ∼18м/с - не маловата ли?
      если установить 150 круг вроде получше ∼22м/с.
      Ну и толщина круга какая оптимально: 16 или 20?
      ЗЫ. понимаю - надо исходить "а потянет ли двигатель такие камни" хватит ли ему мощности? Ведь при подключенни на 220 потеряется еще можность...(на барахолке "знающие" утвердждают, что китайские по факту не сильно мощнее "там реальных ватт 50" ...а там стоит два камня 150/16.

      Удалить
    2. Что то хозяин блога пропал((( правда интересует Ваше мнение.

      Удалить
    3. Дурня какая то. Вчера написал ответ, а сегодня его не вижу %(((.
      Повторю основное:
      0 - Оправка может быть длиннее вала (20 мм), на 20 - 30 мм, если абразив расположен в габаритах вала.
      1 - Можно поставить 2 винта М5 в перпендикулярных плоскостях (один - сверху, второй - спереди), под один из винтов можно сделать на валу двигателя небольшую лыску.
      Лучше использовать резьбу уменьшенного шага М14 х 1,25 или М14 х 1,5.
      2 - Контрящий винт (без головки) должен иметь внутренний шестигранник или прямой шлиц.
      3 - Данному двигателю сложно раскрутить массивный круг, поэтому можно установить круг Ф 125 х 16 или Ф 150 х 12 (для заточки сверл такой ширины круга - достаточно)
      4 - На одной фазе двигатель потеряет 30 -40% мощности, но тем не менее сможет работать достаточно резво.
      5 - сравните габариты и вес "старого стиралочного двигателя" 130 Вт и китайским точилом на 150 Вт - думаю сразу станет ясна реальная мощность "китайца".
      6 - Для уменьшения массы и инерции кругов (нагрузки при запуске) - можно использовать один абразивный круг, а вместо второго поставить фанерный круг с наклеенной (точечно, на "Момент" или "Н - 88") наждачкой на тканевой основе #240 - 320. На ней хорошо точить мелкие сверла.
      7 - В качестве второго круга также можно поставить алмазный круг Ф 80 - 100 мм. Он конечно дороже абразива, но позволит затачивать твердые сплавы, и масса алмаза - существенно меньше (что положительно скажется на пусковом моменте двигателя).

      Удалить
    4. Сижу вот мудрую как сделать так, что б и компактность и надежно)) Не хочу очень длинную оправку.. но как не крути 4,5см получается все равно.. Абразив в габаритах вала хочу)
      Там еще внутри вала есть резьба М4...практически на всю длинну вала (2см) коротые выступают с двигателя (полезную длинну)
      Вот про круги - нигде не встречал кругов толщиной 12мм. Не будет ли маловата линейная скорость 18м/с с Ф125 кругом? Если Ф150Х16 то скорость 22м/с - получше вроде. И какие круги ставить (хотелось бы именно 2 шт - один крупнее зернистость, второй поменьше) Смотрел на китайских и фирменных в основном идут камни А14 36+60. Щупал белые А25 80 и 60 тоже понравились - вот и ломай голову.
      По поводу ватт))) сегодня в магазине взял ДнипроМ 150 - 250Вт с двумя камнями 36+60 - так он НАМНОГО легче нежели мой двигатель без ничего... так что думаю не все так плохо с моим двигателем - думаю 150Х16 будет крутить.
      Про фанерные круги была идея (тогда можно вообще прямо на вал колхозить) но как потом править их... нужна идеальная точность.
      Про алмазные согласен.. но цена кусается(

      Удалить
  9. Ставили ли вы у себя Лэрс Учет?
    Как ваше мнение об этой отечественной разработке?

    ОтветитьУдалить
  10. С "Лэрс Учет" - не знаком. И у себя не ставил.

    ОтветитьУдалить
  11. Анатоль Снежань12 декабря 2016 г. в 01:46

    Как по мне, то заумно и трудоёмко, затратно. Хотя есть моменты интересные...

    ОтветитьУдалить
  12. Если в Вас в мастерской стоит 1К62 и есть "вагон" металла, то безусловно предложенный мной способ Вам не подойдет %).

    В моей мастерской есть только ТВ6 (Школьник), а с кругляком Ф 30 мм и более - вообще проблема - то я использую "сварную" и "наборную" технологию.

    Но у многих мастеров нет токарного станка, да и токаря поблизости нет.
    А по моей схеме кроме сварки, дрели и болгарки другой инструмент и не нужен.
    --
    Насчет "трудоемкости-заумности-затратности" - вопрос очень спорный - кому-то моя схема может показаться трудоемкой, а кому-то простой.

    ОтветитьУдалить