Страницы

Страницы

суббота, 1 августа 2015 г.

Мастерская 3.1 Заточной станок (точило) Часть первая.

Продолжение темы 
Комплектации мастерской.            
                            Начало - здесь:  http://alffisher.blogspot.com/2015/07/blog-post_18.html:

Привет всем!

Первоначально думал уложиться в одну статью, но материала оказалось много "и тут Остапа понесло", поэтому сейчас первая часть. 

Продолжение опубликую в следующей части.

Сегодня буду говорить о заточном станке - (точиле). 

Основных путей - два: - купить и сделать.

Из своей многолетней практики я понял один принцип: сделать можно практически все,
но нужно делать только то, что невозможно купить, либо оно стоит нереально дорого.


Как правило у начинающего мастера нет ни достаточных знаний, ни опыта, ни инструмента.

Поэтому на свет по началу рождаются "чудомашины", которые язык не поворачивается назвать полноценными станками.

Автор этой конструкции ютубер, Иван Худак

Мало того, что такие "изделия" не удобны в работе, часто они опасны,
ведь старый двигатель с неизвестно какими оборотами и мощностью, абразивный круг без опознавательных знаков и оправка (фланец) выточенная токарем "на глаз" — не добавляют безопасности в работе станка. :(


Очень часто конструирование станка заканчивается изготовлением оправки на двигатель, установкой первого попавшегося круга и креплением двигателя к доске. 


Еще одно творение, найденное на просторах интернета...

Но ведь нормальное точило, это еще и

-  ограждение круга (кругов), с регулировкой верхнего зазора между кругом и ограждением, 

-  защитные щитки (стекла), 
-  регулируемый подручник, --  пылезащищенный выключатель, расположенный в удобном месте и 
-  надежная опора (станина).
    
Конечно, сказанное выше не означает, что нужно отказаться от изготовления самодельных станков.

Наоборот, если учитывать технические требования, 
не нарушать элементарные требования техники безопасности и здравого смысла — самодельный станок может стать хорошим подспорьем начинающего мастера и даже центром маленькой мастерской. 

Конструированием самодельного станка под свои определенные задачи - можно заняться поздней, когда уже будет накоплен опыт и определен круг задач.



Но все же первое точило — проще купить. Во-первых купив, вы получаете готовый станок "здесь и сейчас", на котором уже можно начинать работать, и который имеет все необходимое для безопасной работы.



Нужно отдать должное китайской промышленности — подобного "добра" сейчас достаточно.


Конечно такие станки не могут похвастаться выдающимися характеристиками, показатели потребляемой мощности — часто сильно завышены. 

На китайском, низкосортном инструменте, в отличии от качественных брендов, никто никогда не напишет отдаваемую мощность. 
Только потребляемую, и то часто завышенную в несколько раз.

Правда и здесь есть исключения. Пример марки Ferm и Einhell — на которых указана реальная потребляемая мощность.

По сути это один и тот же станок, только под разными брендами.

Я работаю на станке Ferm более 10 лет и за это
время у меня нет нареканий к данному станку.













Мощность точила для мастерской нужно выбирать исходя из основной массы выполняемых задач.

Чтобы заточить сверло, диаметром до 10 мм, поправить узкую стамеску, наточить сапожный нож 
достаточно станка мощностью 120Вт, имеющего круг диаметром 125 мм.

Я не говорю о скорости вращения двигателя точила, так как большинство современных точил промышленного изготовления, с кругами диаметром до 200 мм. имеют двигатели "трехтысячники" — 2800 — 2950 об/мин.


Станок, имеющий мощность 150 Втнаиболее оптимален для начинающей (домашней или дачной) мастерской. Стоит он относительно не дорого, весит мало.

Такая мощность позволяет выполнить большинство задач по заточке режущего инструмента, мелкие слесарные работы (снятие фасок, обдирка деталей, шлифовка и т. п.) 150 Ваттные станки обычно имеют круг диаметром 150 — 175 мм.

Следующий тип — станки мощностью 250 Вт (400 — 600 китайских ватт :) Круг диаметром 200 мм.

Станки такой мощности позволяют делать более грубые работы, например заточить топор, большое зубило, снять фаски на свариваемых деталях и т. п.

Соответственно и цена таких станков существенно выше.


Скажу пару слов о самоделках.

Тут стоит выделить 3 типа:

  • точила на базе асинхронного двигателя мощностью 100 — 180 Ватт,  от старой советской стиральной машины.
  • точила, сделанные с применением трехфазных двигателей, мощностью от 400 Вт, подключенных через конденсаторы. 
  • точила на базе трехфазных двигателей, подключенных в трехфазную сеть, имеющие полноценное ограждение, защиту (щиток), подручник, регулируемый в нескольких плоскостях, и пылеотсос.
Ну как тут не похвастаться своими самоделками :)

Большое универсальное точило с ременной передачей и кругом диаметром до 300 мм: https://www.youtube.com/watch?v=jmrFCy7Ch8c  ограждение ремня временно снято для замены подшипника. %)





Станок для заточки ножовок: https://www.youtube.com/watch?v=r5kdl7d21rc



    Теперь по-порядку. 

    Первый тип - станок на базе "стиралочного двигателя".

    На советских стриралках, в основном, использовались 3 типа двигателей: 


    • двигатель центрифуги, 100 - 120 Вт, 2700- 2850 об/мин.
    • двигатель привода активатора: 180 Вт, 1350 - 1420 об/мин.    
    • двигатель активатора машины "малютка" 120 Вт. 1340 об/мин.
    Двигатель от центрифуги подходит для изготовления совсем маленького точила или шлифовального станка с планшайбой: https://www.youtube.com/watch?v=_XuhFDvbbb0


    Так как мощность этого двигателя невелика, станок на его базе подойдет только для мелких работ - например для затачивания сверл.

    Более серьезный станок можно сделать из двигателя привода активатора
    мощностью 180 Вт. 

    Этот двигатель имеет достаточный крутящий момент, позволяющий использовать абразивные круги Ф 150 - 175 мм, шлифовальные тарелки с наждачной бумагой (планшайбы), Ф 150 - 200 мм, шлифовальные барабаны с наждачной бумагой (для зачистки резины и дерева), Ф 150 мм. 

    О том как сделать шлифбарабан я неоднократно рассказывал в своих видео.

    Один из вариантов - барабан из упаковочного гофрокартона:

    Чертеж оправки, которая используется для установки широких шлифовальных
    барабанов на вал Ф 14 мм, двигателя стиральной машины

    Рис. 1  Оправка для установки шлифовального барабана и абразивных кругов.
       
    Резьба М8 (в торце оправки) используется для установки фанерной шлифовальной планшайбы Ф 125 мм и переходника с маленьким сверлильным патроном 
    (Ф зажима - 6 мм.)

    Оправка выточена из прутка Ф 40 мм, проточенного "как чисто", поэтому на чертеже указан максимальный диаметр - 39 мм.

    При зажимании абразивных камней на оправку дополнительно устанавливаются 2 фланца. Такая конструкция позволяет выточить оправку из материала небольшого диаметра - не переводить много металла - "в стружку" :)


    Рис. 2  Оправка для установки сверлильного патрона на вал двигателя

     Чертеж оправки для установки сверлильного патрона на вал двигателя. 
    Конструкция позволяет иметь "быстросъемный патрон", устанавливаемый прямо на вал - для уменьшения биения сверла или другой оснастки, зажатой в патрон.

    Рис. 3   Оправка с резьбой М12 Х 1,25, служащей для зажима абразивных кругов, а также для установки сверлильного патрона с резьбовой посадкой.  Длина резьбы - 30-35 мм.
     Более подробно о возможностях оправки я расскажу во  второй части статьи.


    Станок на базе двигателя "малютки" я показывал в своем видео о самодельном фланце: https://www.youtube.com/watch?v=soaXuWm4Ntw






    На этом я заканчиваю первую часть статьи. 

    Во второй части я продолжу рассказывать о самодельных заточных станках и 
    приспособлениях, расширяющих их функциональные возможности.

    Также я дам еще несколько рекомендаций (с чертежами) о том, как сделать оправки для самодельного точила.



    Всем - спасибо за внимание !  

    Пишите комментарии, ставьте лайки, задавайте вопросы и делитесь ссылками на      мой блог :)

    Продолжение статьи - здесь: Продолжение статьи о точиле

    20 комментариев:

    1. 1. Марк, подписывай рисунки, типа рис1 - рис2. Так будет понятнее, и описание определись - под рисунком или над рисунком.
      2. Вопрос: на третьем чертеже(нижнем) - посадочный диаметр 20 мм. Зачем? Почему не сразу на 32мм?
      3. на первом чертеже - нет проставок-колец, которые ты использовал в видео - чтобы поджимать разной ширины круги. Интуитивнопонятно, но лучше их добавить. Интересна ширина и количество.
      4. Какого диаметра сверлом сверлить в оправке диаметр 14 мм под вал стиралки? Или токарь резцом выбирает?
      5. Фрезерный сапожный - в этом году будет, или в следующем? :)

      ОтветитьУдалить
      Ответы
      1. 1. Обычно подписываю, но тут упустил %( - уже исправил.
        2. При посадке Ф 32 для первого (базирующего фланца) придется делать большую длину, так как опорный выступ, при Ф заготовки 35 мм - 1,5 мм на сторону. В этом случае возможно биение фланца (восьмерка) при работе тонкими кругами.
        3. Чертеж №1 взят (как есть) из заставки позапрошлогоднего видео. В продолжении статьи добавлю новую версию (с гайкой, фланцами, кольцами).
        Размер колец Ф 32,05 х Ф 40. Высота - 10, 15, 25, 40 мм.
        4. Под расточку резцом - Ф13,5. Под развертку (14 h7) - 13,8-13,9. Под рассверливание сверлом - Ф13,5 - 13,7 (черновой проход), Ф 14 - второй чистовой проход.
        5. В этом году. В Августе :)

        Удалить
      2. Зер гут!
        Ждем цикл "сапожная мастерская на 1 квадратном метре"!!! ;)

        Удалить
      3. сбежало лето, август прихватив,
        как старый янукович чемоданы.
        быть может в сентябре запилишь, Марк?
        о фрезере сапожном - зреют планы?
        :)

        Удалить
    2. Хороший цикл статей , Марк . Многим начинающим и даже опытным мастерам есть что почерпнуть !

      ОтветитьУдалить
    3. Спасибо за оценку, Сергей.
      Несу свой опыт и знания в массы, буду рад, если моя работа принесет пользу другим, и начинающим, и опытным мастерам :)

      ОтветитьУдалить
    4. Смотрю и мой Верть попал под раздачу комплиментов:)

      ОтветитьУдалить
      Ответы
      1. Лучше бы он попал в галерею работ, которые можно привести как пример для подражания %)
        Но не все потеряно, у него есть шанс :)

        Удалить
      2. Да какой там шанс у упущеного ниже плинтуса:)

        Удалить
      3. Ты знаешь мое отношение к халтуре (даже для себя). Делай работу над ошибками, снимай видео а я напишу статью :)

        Удалить
    5. Доброго дня!
      Хочеться спробувати зробити станочок для домашніх потреб

      Обзавівся двигуном:
      ММ180-4/63РК УХЛ4 ГОСТ 16264 1-85 220V 180W 1410 min
      https://dl.dropboxusercontent.com/u/12870935/for%20Internet/alffisher/IMG_20151009_075258.jpg - його фото
      Омметром продзвонив провода - одна пара чуть більше 10 Ом (робоча) та близьк 30
      Ом (пускова)

      Є ще в комплекті кілька елементів, що відповідали за за пуск двигуна: прямокутний конденсатор із резистором на куску гетинаксу, циліндричний конденсатор та "пускове реле часу" (на якому 7-10 виходів). Все те залізяччя вдома, уточнити маркування важко, наразі тільки фото двигуна. Попередній власник, при розборі, трішки роз"єднав проводку. Здогадатися що і куди - не так просто (принаймні такому електрику-аматору як я)

      Може дасте пораду, як краще його підключити? Я маю на увазі - шукати схему (хоча гугл дуже мало видає по запиту маркування двигуна), під"єднувати всі ті запчастини, чи може можна прекрасно обійтись без них, або без деяких із них? (наприклад, не дуже комфортно буде включати двигун тим реле часу)

      P.S. Дякую за статтю та блог! Тут чимало корисного та правильні "вектори руху" для початківців

      ОтветитьУдалить
    6. Если ответить просто - то соединяем один вывод пусковой обмотки с выводом рабочей и цепляем к 1 проводу сетевой вилки. Второй вывод рабочей цепляем ко 2 проводу вилки. 2 вывод пусковой - цепляем к одному выводу конденсатора. Второй вывод конденсатора - ко 2 выводу рабочей (к сетевому проводу).
      Конденсатор - тот что плоский, с гасящим резистором ("бумажный МБГО).
      Реверс производится сменой подключения конденсатора к выводам пусковой обмотки.

      Но как я понимаю нужна схема подключения, да и статья на эту тему не помешает :), но сейчас у меня очень много работы, возможно на следующей неделе смогу выделить время.

      ОтветитьУдалить
      Ответы
      1. Дякую! Оперативно відповіли. Тим паче, що наразі у вас повно роботи.

        "Но как я понимаю нужна схема подключения"
        та ні, того пояснення вистачає, щоб сообразити що, як і з чим з"єднувати. Подивлюсь вдома на ті компоненти і попробую зробити схему. Скину сюди

        Але, я тут на ютюбі почав шукати відео із підключенням подібнимих двигунів. Найшов одне, де розжована така ж схема. І там був Ваш коментар:

        "Не все "стиралочные" двигатели будут работать с конденсатором.
        - - - - -
        Есть 2 основных типа двигателей:
        - с конденсаторным пуском (постоянно включенным конденсатором)
        - с пусковым реле.
        Как правило "конденсаторные" двигатели имеют три вывода обмотки, мощность 100 -120 Вт и обороты 2700 - 2850 (двигатели центрифуг стиральных машин)
        А двигатели с "пусковым реле" имеют 4 вывода, мощность 180 Вт и обороты 1370 - 1450 (привод активатора стиральной машины)
        - - - - -
        Подключение "конденсаторного" двигателя через пусковую кнопку может привести к потере мощности.
        А использование постоянно включенного конденсатора в двигателе, рассчитанном на пусковое реле - может привести к перегоранию обмоток!"

        Далі є ще один Ваш коментар, де описана така ж схема, тільки з одним уточненням. Ось його частина:
        "... 2й конец пусковой - через кнопку или конденсатор (в зависимости от типа двигателя) - на 2й конец рабочей. Включаем питание, и при "кнопочном" пуске, жмем пусковую кнопку - как только двигатель запустился - кнопку отпускаем."

        От тут і задумався... В мене наче такий, котрому потрібно "пускова кнопка". Постійно під"єднаний конденсатор для нього наче й не бажаний...

        Удалить
      2. Судя по тому что на Вашем двигателе есть командаппарат и нет отдельного пуско-защитного реле, Ваш мотор имеет "конденсаторный" пуск с постоянно включенным конденсатором. Более точно можно ответить только по марке двигателя.
        Сделайте фото таблички на двигателе, так чтобы была видна маркировка, а также фото командаппарата (коробки с кучей проводов), хорошо если на фоту будет видна маркировка, а также конденсаторов (и крупным планом их номанилов) - а я постараюсь помочь :)

        Удалить
      3. Ось сюди виклав фото:
        https://www.dropbox.com/sh/dgbp0rrrb4kypw6/AABoPBHInN42mbrL8xl3sPb2a?dl=0
        Таблички на двигуні немає. Є тільки литі написи на "торці", їх фото викладав і в попередньому коментарі.
        Нагуглити схему по цьому двигуні не вийшло. Знайшов лише схему зі схожим реле часу (схему машинки "Фея" зберіг в тій-же папці, де й фото).

        Удалить
      4. Круглый конденсатор на 10 мкФ - "рабочий". Прямоугольный на 4 вывода - "помехо-подавляющий", в запуске двигателя участия не принимает. Гасит радиопомехи от искрения контактов команд-аппарата (черная коробка)
        Команд-аппарат может включать в себя реле времени, но может и не включать, а только служить коммутатором направления вращения двигателя.
        Схема пуска - пусковая обмотка + конденсатор (последовательно) - на выводы рабочей и в сеть.
        Постараюсь немного поздней снять видео.

        Удалить
      5. Дякую!
        Можливо на вихідних буду пробувати підключати :)

        Удалить
    7. Спасибо за хороший материал!

      ОтветитьУдалить
    8. Продолжение статьи - здесь: http://alffisher.blogspot.com/2015/08/61.html

      Поправь ссылку...она ведет на эту же страницу.

      ОтветитьУдалить
    9. Этот комментарий был удален администратором блога.

      ОтветитьУдалить